Написать письмо в государственные организации (чиновникам) – кажется несложным делом. Но необходимо понимать, что обращение должно дойти до адресата, он его должен прочитать и понять, о чем написано, так чтобы исполнительный орган принял те меры, на которые рассчитывает заявитель.
В данном разделе собраны советы основанные на многолетнем опыте переписки с государственными органами.
В правом горизонтальном меню сайта каталогизированы по темам примеры обращений граждан, положительных и отрицательных ответов на них.
Воспользуйтесь возможностью научиться на накопленном опыте, изучите материалы сайта gosmake.ru чтобы самим эффективно защищать свои права.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Полномочия региональных органов власти
ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННОМУ ОБРАЩЕНИЮ
Обжалование решений и действий, нарушающих право на обращение в органы власти
Основания отказа в рассмотрении обращения
Права заявителя, обратившегося в прокуратуру
Требования к заявлению в полицию
Обязанности полиции при приеме заявления
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВЛАСТИ
КОНСТИТУЦИЯ РФ
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации, граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, в том числе и право на обращение. Конституция и федеральные законы создают основу для того, чтобы каждый гражданин имел возможность реализовать свое право на обращение и свободно, без каких-либо ограничений защищать свои права.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 02.05.2006 № 59-ФЗ «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РФ»
Закон № 59-ФЗ регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Законом установлен порядок рассмотрения обращений граждан именно государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Несмотря на наименование закона, говорящее о рассмотрении обращений граждан, его действие также распространяется на обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц (например, общественных организаций).
Законом не допускается преследование гражданина в связи с его обращением в органы власти с критикой их деятельности.
Прежде чем обратиться в орган государственной или муниципальной власти, необходимо проанализировать и понять, какой результат вы хотите получить.
Для этого в первую очередь нужно определить, к компетенции какой организации относится ваш вопрос.
Информацию о полномочиях организации можно найти на официальном сайте, в положении или ином руководящем документе органа власти, которые также обычно размещаются в общедоступных правовых базах, либо вы можете обратиться в приемную соответствующего органа.
Направление письма в орган власти не по назначению, скорее всего, приведет к увеличению срока рассмотрения обращения, так как по истечении месяца вы можете получить ответ о перенаправлении письма в другой орган власти, в компетенции которого находится решение этого вопроса.
О полномочиях органов власти можно почитать на общедоступных правовых ресурсах в сети интернет, например по следующим ключевым запросам:
ПРЕЗИДЕНТ РФ
Глава 4 Конституции РФ;
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
Глава 6 Конституции РФ;
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
Глава 5 Конституции РФ;
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 102 Конституции РФ;
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
Статья 103 Конституции РФ;
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
И ЭКОЛОГИИ
Постановление Правительства РФ от 29.05.2008
№ 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ»;
РОСПРИРОДНАДЗОР
Постановление Правительства РФ от 30.07.2004
№ 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 22.07.2004 № 370»;
РОСНЕДРА
Постановление Правительства РФ от 17.06.2004
№ 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию»;
РОСВОДРЕСУРСЫ
Постановление Правительства РФ от 16.06.2004
№ 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов»;
и Постановление Правительства РФ от 06.04.2004
№ 169 «Вопросы Федерального агентства водных ресурсов»;
РОСЛЕСХОЗ
Постановление Правительства РФ от 23.09.2010
№ 736 «Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства»;
8
РОСГИДРОМЕТ
Постановление Правительства РФ от 23.07.2004
№ 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»;
РОСПОТРЕБНАДЗОР
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004
№ 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»;
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА
Статья 129 Конституции РФ;
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»;
а также Гражданский процессуальный кодекс РФ;
Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
Уголовный кодекс РФ
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Указ президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
Полномочия региональных органов власти
Вы также можете найти на соответствующих сайтах в Интернете информацию о полномочиях структурных подразделений соответствующих федеральных органов власти в вашем регионе или региональных органов (например, губернатора).
Для поиска можно воспользоваться либо сайтом федерального органа (на сайтах обычно есть разделы «Территориальные органы», «Департаменты» и т. д.), либо набрать в строке поиска название федерального органа и наименование региона (подразделение органа власти, которое работает именно в вашем регионе, может называться управлением, департаментом и пр.).
Если гражданин намерен поделиться своими рекомендациями по совершенствованию законов или иных нормативных и правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально экономической и иных сфер деятельности государства и общества, он может обратиться с предложением.
Если гражданин обращается с просьбой о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо направляет сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критикует деятельность указанных органов и должностных лиц, то свое обращение он должен назвать заявлением.
Обращение, названной жалобой, должно содержать просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННОМУ ОБРАЩЕНИЮ
Письменное обращение в орган государственной власти или орган местного самоуправления обязательно должно включать в себя:
1) наименование органа или либо фамилию, имя, отчество должностного лица, либо его должность;
2) свои фамилию, имя, отчество;
3) почтовый адрес;
4) суть предложения, заявления или жалобы;
5) личную подпись;
6) дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.
Аналогичные требования предъявляются и к обращениям, направляемым в форме электронного документа. Электронные обращения также подлежат рассмотрению в порядке, установленном Законом № 59-ФЗ.
Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы, как в электронной форме, так и направив их копии в письменной форме.
Полностью укажите свои ФИО, почтовый адрес и телефон (если коллективное письмо – укажите, кому именно из заявителей отправлять ответ).
Если вы повторно обращаетесь куда-либо, то обязательно надо указать ссылку на номер и дату полученного письма (возможно, нескольких). Это значительно облегчает обработку корреспонденции, и вы точно получите ответ с учетом предшествующей переписки по рассматриваемому вопросу. Пишется «На № (цифры) от 31.08.2014». Эту ссылку располагают слева над текстом письма.
Если имеются какие-либо подтверждающие документы, то надо обязательно отметить данный факт. Тогда в дальнейшем вы легко докажете, что именно вы отправляли документы вместе с письмом. Какие конкретно документы (или копии) направляются, можно указать в тексте согласно логике письма или непосредственно в отметке о наличии приложений. Ее располагают ниже основного текста, например: «Приложение: на 2 л. в 1 экз.».
Никогда не пишите в обращении в утвердительной форме что-то, в чем не уверены. Например, если вы узнали о каком-то нарушении из СМИ, то так и пишите: «Как сообщает…», или если какие-то данные вы берете из исследования ученых, то сошлитесь на него: «Как следует из проведенной такими-то учеными такого-то института исследования (опубликовано там-то)…» Старайтесь также проверить свои источники – либо убедитесь в информации лично, либо сравните данные нескольких источников.
Составляя жалобу, подумайте о доказательной базе. Указывайте точные данные: адреса, месторасположение, даты, фамилии, должности. Если есть фотографии – отлично, распечатайте их или приложите к письму компакт-диск (туда же можно записать видео или аудиофайлы). Диск подпишите, чтобы не потерялся в чиновничьей суете. Постарайтесь ознакомить чиновника с «историей вопроса»: если имеются письма по данному вопросу, скопируйте их и приложите к своему обращению.
Письмо должно быть кратким и умещаться на одной, максимум двух страницах А4.
В письме должна быть четко изложена суть вопроса. Заканчиваться письмо обязательно
должно тем, что вы хотите получить в результате обращения («Прошу принять меры прокурорского реагирования» или «Прошу предоставить такую-то информацию» и т. д.).
Все подробности перенесите в приложения, сославшись на них в тексте обращения. Письмо должно быть простым и логичным.
В тексте необходимо избегать проявления эмоций и «лирических отступлений» от темы, а нужно сосредоточиться на доказательной базе (особенно важно для жалоб).
Начинайте письмо с обращения: «Уважаемый Федор Иванович! Прошу Вашего содействия...» Оставьте свое личное отношение к адресату при себе. Обращаясь к чиновнику, вы все-таки ждете от него помощи. А помощи надо просить тактично.
Если вы пишете персональное письмо, то «Вы» пишется с большой буквы. Если письмо в организацию не содержит обращения к конкретному чиновнику, то «вы» пишется с маленькой буквы.
Тщательно проверить адресата, его адрес, название организации, ФИО руководителя.
Указывайте фамилию, имя, отчество и должность чиновника, которому вы адресуете свое послание. Скорее всего, вы будете обращаться к руководителю, поэтому сможете найти его данные на официальном сайте. Но если вы не нашли их, то не поленитесь позвонить в его приемную и выяснить точные данные. Если вы назвали человека, должность которого называется «директор», начальником, то это в лучшем случае будет говорить о том, что вы не подготовились к решению своего вопроса, а в худшем – письмо
может быть выброшено в корзину с оправданием: «А в нашем ведомстве такой должности нет!» Это неправильно, плохо, но лучше не давать такого повода. Вы также можете вызвать раздражение у Виктора Степановича, назвав его Валентином Сергеевичем, поэтому знайте точно, кому вы пишете письмо.
Если ранее вы уже обращались к этому чиновнику, то начните письмо так: «Уважаемый Антон Иванович! Обращаюсь к Вам повторно, так как считаю, что в Вашем ответе от 15.09.2014 исх. № 126-г на мое письмо не содержатся ответы на поставленные мною вопросы».
Если ранее вы безуспешно обращались в нижестоящие инстанции, начните письмо так: «Уважаемый Антон Иванович! Мое обращение к Вам носит вынужденный характер, так как многочисленные обращения в... (перечисление инстанций) не дали результата».
Если проблем, о которых вы хотите сообщить, несколько, не сваливайте все в одну кучу. Допустим: «У меня в квартире постоянные протечки с потолка, жилконтора не реагирует... А еще в соседней парадной лампочка перегорела!» Если проблем несколько, эффективнее будет написать несколько писем по каждой из них. Если вопрос комплексный (предположим, вы жалуетесь на плохое обслуживание дома и перечисляете многочисленные факты нарушений), разбейте текст на разделы: «Подвал», «Чердак», «Благоустройство двора», «Ситуация с электропроводкой».
Вы можете в своей работе использовать примеры заявлений, опубликованных на сайте «Госмэйк» gosmake.ru в каталогизированном сборнике (правое вертикальное меню на сайте). Там же вы можете почитать примеры ответов на конкретные обращения граждан и сделать собственные выводы об ошибках, допущенных при обращениях, не позволивших получить нужного результата.
Старайтесь для официального письма использовать стандартный шрифт Times New Roman 14 пт и стандартное форматирование листа (отступы, поля и пр.).
Письмо должно содержать следующие элементы:
- Куда/кому адресовано письмо
- От кого (полностью ФИО, адрес и телефон)
- Текст письма
- Описание приложений (если имеется) с указанием количества страниц
- Дата написания письма
- Обязательно личная подпись ручкой
Если вы хотите идеально оформить письмо, воспользуйтесь государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации».
Как отправить письмо по традиционной почте (Почта России), при этом гарантировать и максимально ускорить доставку письменной почтовой корреспонденции
Отправляя стандартное письмо в обычном конверте (опустив его в синий ящик Почты России), следует помнить, что в случае пропажи письма ответственность за это почта нести не будет. Стоит сказать, что вероятность потери письма в процессе сортировки в почтовых отделениях и сортировочных центрах и во время транспортировки не очень высока.
Однако в случае неправильного заполнения адреса или индекса адресата вероятность того, что письмо затеряется, существенно выше. Поскольку письма часто теряются вне зоны ответственности почтового ведомства, почта претензии не принимает. Для гарантированной доставки корреспонденции существуют регистрируемые отправления: заказные и ценные письма. Стоимость их доставки выше, но каждому отправлению присваивается уникальный номер, который указывается в выдаваемой отправителю квитанции, по которому можно отследить прохождение
письма по маршруту доставки. Это удобно и более надежно.
Вы можете обратиться в нужную вам организацию лично. Тогда письмо должно быть вами написано в двух экземплярах. В этом случае в службе
делопроизводства (секретарь, канцелярия или общий отдел) обязательно попросите на своем экземпляре письма поставить отметку о получении с датой. Лучше чтобы сразу был поставлен регистрационный номер, но в больших организациях регистрировать письма могут в течение некоторого времени из-за большого их количества. Поэтому достаточно
в момент подачи заявления, чтобы на вашем экземпляре письма поставили штамп с названием организации и дату. Это очень важно, если необходимо выдержать срок или позже подтвердить сам факт обращения.
Если вы принесли жалобу в приемную чиновника, проследите, чтобы секретарь зарегистрировала ее и поставила на копии письма штамп с входящим номером и датой регистрации. Если вам откажут в этом, то спокойно, без лишних эмоций, сообщите, что своими действиями секретарь нарушает Федеральный закон «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», подписанный президентом страны, и вы оставляете за собой право обращения по этому поводу в прокуратуру.
Простыми письмами называются почтовые отправления, принимаемые без выдачи отправителям квитанций и доставляемые адресатам без расписки. К таким отправлениям можно отнести частную переписку, поздравительные открытки, различного рода извещения и т. д.
Стандартное письмо должно весить не больше 20 г (примерно 3 листа А4 плюс конверт). Если письмо окажется тяжелее, то отправитель должен будет оплатить каждые 20 г лишнего веса.
Если обратный адрес не указан – письмо в любом случае отправляется адресату, но тот получит его только в случае доплаты за лишний вес.
Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с уведомлением о вручении (простое или заказное) и описью вложения.
Регистрируемая корреспонденция перед отправкой предъявляется оператору почтового отделения.
Если вы не знаете почтового индекса для адреса, куда отправляете письмо, то узнать его можно на сайте http://ruspostindex.ru. Также на сайте вы можете посмотреть правила оформления конвертов (Услуги и сервисы/Почтовые услуги/Как правильно написать реквизиты получателя).
Опись заполняется в 2 экз. – один отправляется вместе с письмом, второй остается у вас как подтверждение содержания отправленного письма.
Бланк описи вложения вы можете взять на почте.
Чтобы иметь подтверждение, что ваше письмо получено, нужно заполнить уведомление о вручении. На лицевой стороне пишете свой адрес, а на обороте – адрес организации, куда отправляете письмо. Бланк уведомления можно взять на почте.
Правило № 1. Всегда указывать почтовый индекс адресата. Письма сортируются с помощью автоматов, считывающих индекс. При отсутствии индекса письмо откладывается и сортируется вручную, а на это уходит много времени.
Правило № 2. Простые письма также желательно отправлять с почты, а не с удаленных уличных почтовых ящиков. Выемка корреспонденции из ящиков может осуществляться 1-2 раза в сутки. То есть велика вероятность того, что письмо пролежит там до следующего дня.
Правило № 3. Отправлять письма с главпочтамта всегда выгоднее (по времени доставки), поскольку в любом случае все письма с районных почтовых отделений направляются на главпочтамт для последующей сортировки (за исключением пересылки внутри зоны отделения).
Правило № 4. Существуют так называемые ускоренные отправления первого класса. Скорость доставки сокращается за счет сортировки прямо в почтовых отделениях, минуя сортировочные узлы. На большие расстояния такие отправления доставляются только воздушным путем.
При предъявлении регистрируемого отправления к пересылке на руки выдается квитанция (в виде чека). В чеке, выдаваемом при приеме почтового отправления, есть номер вида: 6201035400541 5, где 620103 – индекс почтового отделения,
54 – служебный номер, 00541 – номер квитанции, 5 – контрольное число. На странице отслеживания отправлений на сайте Почты России нужно ввести весь код без пробела, т. е. в данном примере это 62010354005415.
Можно также отправить обращение и через сайты органов власти – правила для их подготовки такие же, как и для письменных обращений, и обычно они вкратце повторяются на сайте. Вы должны, прочитав их, нажать «согласиться с правилами» (или в другой формулировке) перед тем как заполнить соответствующую форму на сайте. Не забывайте сохранить отправленный текст у себя на компьютере. И еще лучше – перед отправкой проверьте на ошибки (хотя бы в Word).
На сайтах всех органов власти интернет-приемные называются по разному и порой размещены довольно далеко от главной страницы. Поэтому мы поможем вам с наиболее популярными ресурсами:
Министерство природных ресурсов и экологии
http://www.mnr.gov.ru/activities/send_question.php
Росприроднадзор http://rpn.gov.ru/node/66
Роспотребнадзор http://rospotrebnadzor.ru/feedback/new.php
Генеральная прокуратура РФ
http://www.genproc.gov.ru/contacts/ipriem
Следственный комитет РФ http://www.sledcom.ru/internet-reception
Председатель Правительства РФ http://government.ru/letters/form
Президент РФ http://letters.kremlin.ru
Сайты региональных органов государственной власти вы также можете
найти с помощью поисковых систем.
Для того, чтобы узнать регистрационный номер и исполнителя (сотрудник, который будет непосредственно готовить ответ на ваше обращение),
нужно позвонить в канцелярию ведомства, куда вы направили обращение.
Телефоны канцелярии почти всегда можно найти на сайте. Если не нашли телефон канцелярии – позвоните по тому телефону, который есть на сайте, и вежливо попросите подсказать вам телефон канцелярии.
Еще раз отметим, что для получения желаемого результата следует направлять обращение непосредственно в тот орган или тому должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. В соответствии со статьей 8 Закона № 59-ФЗ в течение трех дней с момента поступления письменного или электронного обращения оно подлежит обязательной регистрации и ему присваивается регистрационный номер. Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа или должностного лица, то оно в течение 7 дней со дня регистрации должно быть направлено в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. При этом заявителю направляется уведомление о переадресации обращения.
Стоит обратить внимание на следующие правила и особенности рассмотрения некоторых обращений (ст. 8, 11 Закона № 59-ФЗ):
– Запрещается перенаправлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Если же с учетом данного запрета невозможно перенаправить жалобу на рассмотрение в другой компетентный орган, то жалоба должна быть возвращена гражданину с разъяснением его права обжаловать нарушающее его права решение или действие (бездействие) в суд.
– Ответ на обращение не дается в том случае, если в письменном обращении не указана фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Однако даже если в обращении не указаны фамилия и адрес заявителя, но в нем содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, оно подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
– Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается заявителю с разъяснением по рядка обжалования судебного решения.
– Письменное обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, по решению органа власти может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов.
– Ответ на обращение не дается, если текст письменного обращения и фамилия заявителя не поддаются прочтению.
– По решению руководителя органа власти или должностного лица переписка с гражданином может быть приостановлена в том случае, если на поставленный им вопрос данным органом или должностным лицом ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми им обращениями. Уведомление о таком решении направляется заявителю.
В соответствии со статьей 12 Закона № 59-ФЗ срок рассмотрения письменного обращения в государственном органе, органе местного самоуправления или у должностного лица составляет 30 дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса по обращению в другие органы власти срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем еще на 30 дней. Уведомление о продлении срока в обязательном порядке направляется заявителю.
Обжалование решений и действий, нарушающих право на обращение в органы власти
Нарушение органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами положений Закона № 59-ФЗ может повлечь нарушение прав заявителя. Это может быть нарушение сроков предоставления ответов, неправомерный отказ в предоставлении информации, предоставление недостоверной или неполной информации, перенаправление жалобы в орган власти, действие которого гражданин обжалует, и многое другое. Причины таких нарушений разнообразны: недобросовестное отношение к исполнению обязанностей, превышение служебных полномочий и злоупотребление ими, заинтересованность должностных лиц в принятии нужного им решения или даже просто неуважение к правам гражданина и закону. Такие действия (бездействия) чиновников можно и нужно обжаловать – как для защиты собственных прав на обращение в органы власти, так и для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.
Жалобу можно подать в вышестоящие органы власти либо вышестоящим должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и лица, действия которых обжалуются. Если трудно установить конкретных должностных лиц, которыми нарушен порядок рассмотрения обращения, то жалобу следует подать на имя руководителя органа власти, в непосредственном ведении которого находится сфера деятельности по обжалуемому вопросу.
Нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан можно также обжаловать в надзорные органы. В соответствии со статьей 25.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении и участвовать в его рассмотрении. Нарушение должностными лицами установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан и юридических лиц в соответствии со статьей 5.59
КоАП РФ является административным правонарушением. За это правонарушение предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) в суд могут быть оспорены решения, действия (бездействия) органов власти и должностных лиц, в результате которых:
– нарушены права и свободы гражданина;
– созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
– на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
С таким заявлением гражданин может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Порядок обжалования таких действий и решений определяется гла вой 25 ГПК РФ.
Основания отказа в рассмотрении обращения
В рассмотрении обращения по существу в течение 7 дней со дня регистрации заявителю может быть отказано, и заявление подлежит возврату, если:
– содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
– текст письменного обращения не поддается прочтению;
– содержится вопрос, на который заявителю более одного раза давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
– отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, либо не представляется возможным понять существо вопроса;
– обжалуется судебное решение;
– ответ по существу жалобы не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения и право обращения в суд.
Основанием для проведения проверки является поступившая в органы прокуратуры информация (заявление, сообщение, жалоба) о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Обращения могут быть индивидуальными и коллективными. Обращение в прокуратуру – предложение, заявление, жалоба или ходатайство – могут быть изложены в письменной, устной форме или в форме электронного документа.
Все обращения в обязательном порядке подлежат рассмотрению, после чего органами прокуратуры по ним принимается соответствующее решение: о принятии к разрешению, об оставлении без разрешения, о передаче в нижестоящую прокуратуру, о передаче в другой орган или о возврате обращения заявителю.
Согласно пункту 3.7 Инструкции о порядке рассмотрения обращений в органах прокуратуры запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В соответствии с Законом РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» система прокуратуры РФ состоит из:
– Генеральной прокуратуры РФ;
– прокуратур субъектов РФ;
– военных и других специализированных прокуратур;
– прокуратур городов и районов и иных специализированных прокуратур (например, природоохранные прокуратуры).
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:
– надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и иными ведомственными и контрольными органами, субъектами общественного контроля, коммерческими и некоммерческими организациями;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– надзор за исполнением законов судебными приставами;
– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание;
– уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов, возбуждение дел об административных правонарушениях.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проводить проверки прокуратура может только в рамках своей компетенции, не дублируя полномочия других органов. Поэтому если речь идет о нарушении в конкретной сфере, надзор за которой осуществляют иные специализированные органы, то целесообразно сначала обращаться в такие органы, а не
писать сразу в прокуратуру.
Права заявителя, обратившегося в прокуратуру
В соответствии с процессуальным законодательством обратившийся в прокуратуру гражданин имеет право:
– в ходе проведения проверок самостоятельно представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться к прокурору с просьбой об их истребовании;
– после окончания проверки знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
– обжаловать решение прокуратуры в вышестоящую прокуратуру;
Прокурор в соответствии с нормами глав 1-4 Закона «О прокуратуре РФ», а также в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ имеет следующие права:
– при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов власти, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
– требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов и сведений;
– вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
– возбуждать производство об административном правонарушении или передавать сообщение о правонарушении и материалы проверки в уполномоченный орган;
– требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к дисциплинарной ответственности;
– выносить предостережение о недопустимости нарушения закона;
– вносить представление об устранении нарушений закона;
– обращаться в суд для защиты прав и интересов лиц, чьи права нарушены, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ;
– иные права, предусмотренные федеральными законами.
– обжаловать действия вышестоящей прокуратуры, если она направит жалобу на нижестоящего прокурора в прокуратуру, где он работает;
– одновременно с обращением в прокуратуру направлять жалобу в суд;
– на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органов прокуратуры или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Порядок приема и рассмотрения обращений граждан в органах полиции установлен:
– Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
«О полиции»;
– Приказом МВД России от 01.03.2012 № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».
Статьей 1 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» установлено, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения.
Требования к заявлению в полицию
Заявление в органы полиции подается гражданином или его представителем в произвольной форме. Заявления принимаются в письменном виде, по почте, по телеграфу, по информационным системам общего пользования, по факсу. Сообщения о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии принимаются в устной форме.
В соответствии с пунктом 29 Административного регламента отсутствуют основания для отказа в приеме заявления (сообщения) о преступлении, об
административном правонарушении.
В заявлении нужно указать:
– данные заявителя – фамилию, имя, отчество и место жительства;
– суть обращения;
– фамилию, имя, отчество и место жительства предполагаемого преступника (если есть такая информация);
– информацию о свидетелях, их ФИО, адрес жительства и телефон;
– копии документов, подтверждающих факт преступления (сотрудникам полиции запрещено требовать от заявителя предоставления дополнительных документов!);
– список приложений;
– дату и подпись.
Обязанности полиции при приеме заявления
При поступлении в органы внутренних дел заявлений полиция обязана:
– принимать и регистрировать заявления и сообщения (в том числе в электронной форме) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
– выдавать заявителям на основании личных обращений уведомление о приеме и регистрации их письменных заявлений, которое должно содержать сведения о принявшем заявление сотруднике, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и служебный телефон, дату приема и подпись, инициалы и фамилию оперативного дежурного;
– осуществлять проверку заявлений и сообщений и принимать меры;
– информировать заявителей о приеме и ходе рассмотрения заявлений;
– прибывать незамедлительно на место совершения преступления, правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния,
устранять угрозы безопасности граждан, документировать обстоятельства совершения преступления, правонарушения, происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.